Внутренняя мизогиния – бомба замедленного действия. Как ни берегись – все равно рванет, рано или поздно. И тогда мало не покажется. Как ни рядись в белое пальто, как ни дели мир на «правильных» и «неправильных» женщин, от себя не убежишь. Как ни доказывай, что ты «не такая», как «они», ты лучше, умнее, значимей, окружающих не обманешь. Ты – тоже женщина и все, предназначенное здесь для женщин, настигнет и тебя. В какой-то момент что-то пойдет не так, и только ты сама окажешься во всем виновата. Закон системы гласит: что бы ни случилось – виновата женщина.
Это похоже на танец на одной ноге с чашей на голове. Чаша наполнена до краев, и нельзя пролить из нее ни капли. Все вокруг танцуют, и ты танцуешь. Тебя так учили с самого детства: родилась женщиной – терпи, будь ловкой, предусмотрительной, осторожной, балансируй, держи равновесие. Видишь, вон получается у других, и ты тоже сможешь. Не дыши, сконцентрируйся, а как ты хотела? А кому легко? Не думай о лишнем, думай о том, как удержать чашу, не дай бог упадет. И кто ты будешь после этого?
Если все время тренироваться – в конце концов получается неплохо. О, как ловко мы умеем на одной ноге и руками вот эдак. И еще попой. И чаша эта проклятая, тяжеленная, так изящно колышется наверху. Мы - молодцы. Искусницы, феи, хранительницы чаш, прекрасные, восхитительные, умелые.
Но рано или поздно она все равно упадет. В какой-то момент всегда падает, нельзя балансировать вечно. И вот ты стоишь, вокруг осколки, и зловонная липкая ледяная жижа течет по лицу, волосам, за ворот. У нее вкус ненависти и стыда. Потому что, конечно, ты сама во всем виновата. Не уследила, не уберегла. Не предусмотрела. Не удержала. Совершила ошибку, не то движение, не тот поворот, неправильный настрой. Должна, должна была все предвидеть, обо всем подумать и позаботиться. Должна была искать гармонию, стремиться к совершенству, быть идеальной, а ты? Вон остальные, смотри, держат, умудряются как-то, не жалуется никто, молодцы. Что с тобой не так?
Первое, чему я научилась в фемсообществах – это перестать осуждать. А вместо этого – сочувствовать. Не давать советов, как лучше управляться с этой ненавистной чашей, не говорить – экая ты неловкая, надо было по-другому. А вот я, например, в такой ситуации никогда не падала. И мои знакомые не падали. А вы упали, наверное, с вами что-то не так. И даже не говорить: ну никто не заставлял тебя таскать эту чашу, чего ты ревешь, ну подумаешь, чаша, ерунда какая. Ничего этого не говорить.
Принимать. Обнимать. Поддерживать. Ты – не виновата. Ты молодец. Ты справилась, как могла. Такое может случиться с каждой, никто не застрахован. Вытирать, вытирать эту ядовитую жидкость с лица, не ешь ее, фу, кака, выплюнь. Ты – хорошая. У тебя все получится.
Когда научаешься так относиться к другим женщинам, потом сможешь и к себе. Это – самое ценное. Не сразу, постепенно, но получается. И тогда, в тот момент, когда твоя собственная чаша грохнется оземь, возможно в ней окажется меньше этой мерзкой вонючей дряни. И подруги придут, и вытрут ее с твоего лица, вместе с твоими слезами.
Я верю, что однажды настанет время, когда мы избавимся от этих ненавистных чаш на наших головах, наполненных ненавистью, виной и презрением. Перестанем танцевать этот дурацкий танец на одной ноге и летящей походкой двинем туда, куда нам самим интересно и нужно. И никто нас ни в чем больше не упрекнет, не крикнет в спину, не плеснет ядом в лицо, не скривится в презрительной и похабной усмешке.
Но пока приходится так. Как уж получается.
#феминизм